Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре.

Города на Руси, как правило, были деревянными: терема в несколько этажей или небольшие дома из срубов, с прилегающей дворовой территорией. Церкви же в скором времени стали сооружать, используя непростую систему купольных и сводчатых перекрытий.

Кратко говоря, литература, рисунки и изображения отображали взаимосвязь земного мира с миром небесным. В древнерусских произведениях всегда имелись четко выраженные священные, символичные мотивы. Процесс развития изобразительного искусства Средневековой Руси был сложным и длительным. В основном была развита станковая живопись.

Сложнейшая техника и многообразие материалов были характерны для декоративного искусства Древней Руси. Такие приемы, как скань, эмаль и зернь по сей день поражают своей необыкновенной красотой. Насколько грамотным и образованным был древнерусский народ, позволяют судить берестяные грамоты. Следует отметить, что письменность на Руси появилась в 9 веке, когда Кириллом и его братом Мефодием была изобретена кириллица. Вообще, рассматривая культуру древнерусского государства, можно заметить, что культурное развитие «низов» и «верхушки» общества проявлялось по-разному.

Все, что относится к искусству Древней Руси представляло собой сочетание мирского и божественного

Кириллом во второй половине IX века был создан глаголический алфавит (глаголица), на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянского населения Моравии и Паннонии. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицу и стал единственным у южных и восточных славян. Развитие письменности на родном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не стала монополистом в сфере грамотности и образования.

В то же время, основными центрами книжности продолжали оставаться монастыри и соборные церкви, где существовали специальные мастерские с постоянными коллективами переписчиков. Нуждаясь в грамотных людях, князь Владимир Святославич организовал первые школы. Грамотность не была привилегией только господствующего класса, она проникала и в среду горожан.

Образованность весьма ценилась в древнерусском обществе. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге, высказываний о пользе книг и «книжного учения». Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Чтение» написано в несколько отвлеченном стиле, в нем усилены назидательные и церковные элементы.

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу. Вопрос о княжеской власти в жизни государства, о её обязанностях и способах осуществления становится одним из центральных в литературе.

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры

Эти размышления воплощены в одном из самых талантливых произведений XII-XIII веков, дошедшего до нас в двух основных редакциях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. В «Слове о полку Игореве» воплотились характерные черты древнерусской литературы того времени: живая связь с исторической действительностью, гражданственность и патриотизм.

Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Литература. Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература.