Культура в России

Элитарная культура — это культура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания.

Мас­со­вая куль­ту­ра при­су­ща всем людям. Это куль­ту­ра, рас­про­стра­нен­ная, т.е. по­пу­ляр­ная и пре­об­ла­да­ю­щая среди ши­ро­ких слоев на­се­ле­ния в дан­ном об­ще­стве. Она вклю­ча­ет в себя такие яв­ле­ния, как спорт, раз­вле­че­ния, быт, му­зы­ка, в том числе и pop-music, ли­те­ра­ту­ра, сред­ства мас­со­вой ин­фор­ма­ции, изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство.

Культура в России

В 1880-м году детская коляска была приравнена к автотранспорту. Они служили для анонимных доносов — на ученых, подозреваемых в «контактах с дьяволом», на философов, распространяющих прогрессивные взгляды и т.д. Музыканты должны встать друг к другу лицом и положить страницу с нотами между собой. Каждая скрипка играет свою партию, но обе партии записаны на одной и той же странице. Европейская и американская норки ранее считались близкородственными видами.

Особенности сознания и деятельности людей в разных сферах их жизни формируют принципы человеческой культуры. Культура имеет несколько отличительных характеристик и свойств. Она предполагает наличие преемственности, традиций и новаторства. Культура может быть народной, физической, массовой, элитарной, классовой.

Элитарная культура не понятна толпе, поэтому стоит особняком, отвечая потребностям отдельной группы населения. Знаменитые «Дягилевские русские сезоны» в Париже, учение Ф. Ницше, мир рокеров, клуб великих спортсменов, научные и творческие объединения – все это продукты элитарной культуры.

Его понимание требует специальной подготовки, наверное, поэтому элитарная культура имеет очень узкий круг ценителей и почитателей. Создатели продуктов элитарной культуры не преследуют цель, заработать на них. Для них гораздо ценнее творческая реализация.

Она характеризуется большим количеством потребителей и огромной социальной востребованностью. Чтобы привести яркое отличие элитарной культуры от массовой культуры, можно упомянуть музыку великого Л. Бетховена. Она ориентирована на среднюю аудиторию, на простую прагматику, так как обращена к огромной зрительской и читательской аудитории. Массовая культура возникла вместе с развитием массового производства и потребления, породившего стандартизацию и обезличивание общества.

В качестве самых распространенных образцов можно привести следующие примеры: популярные песни, детективы, среднестатистические фильмы и любая реклама. Элитарная культура стоит особняком, массовая культура имеет огромное количество потребителей. Понимание ценности продукта элитарной культуры требует наличие определенных профессиональных навыков и умений.

Создатели продуктов элитарной культуры не преследуют материальную выгоду, они мечтают только о творческой самореализации. Элитарная культура сориентирована на узкий круг потребителей. На основе ранних и поздних работ того же Кандинского можно читать лекции о развитии психических заболеваний. По характеру творений можно выделить культуру, представленную в единичных образцах и массовую культуру.

Народная культура представляет собой единичные произведения чаще всего безымянных авторов. Здесь речь идет о творцах, имеющих высокий уровень образования и хорошо известных просвещенной публике. Массовая (общедоступная) культура представляет собой продукты духовного производства в области искусства, создаваемые большими тиражами в расчете на широкую публику.

Основной ее чертой является простота идей и образов: текстов, движений, звуков и т. п. Образцы этой культуры нацелены на эмоциональную сферу человека. Доминантная культура — ценности, традиции, взгляды и т. п., разделяемые лишь частью общества.

Субкультура, которая противостоит доминантной культуре, называется контркультурой. Социальной основой контркультуры являются люди, в определенной мере отчужденные от остального общества. Исследование контркультуры позволяет понять культурную динамику, становление и распространение новых ценностей.

Народная культура

С точки зрения психологии это явление выступает фактором единения и стабильности данного общества. Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами.

Рассылка от Историка

Высокая культура, например, живопись Пикассо или музыка Шнитке, трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей — высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется.

Продукт элитарной культуры создается профессионалами и является частью привилегированного общества, которое его сформировало. В отличие от элитарной культуры, массовая культура носит коммерческий характер, очень часто отдельные ее продукты приносят своим создателям неплохую прибыль.