Мастер и Маргарита

Наиболее полно тема совести была раскрыта Достоевским в произведении «Преступление и наказание». Но в наше время, когда совесть стала откровением, людей, живших по этим законам, расстреливали и гноили в лагерях. Совесть имманентна и иррациональна. Проблема неразрывности понятий «совесть» и «нравственность» — важнейшая в романе.

Это в первую очередь Пётр Петрович Лужин и Аркадий Иванович Свидригайлов. Главный герой романа Достоевского, в отличие от Лужина, не выдерживает испытания совестью. Бабушка уже уехала в город. По возвращении бабушки Витя горько плачёт и раскаивается в содеянном.

Если так, то совесть является естественной преградой для достижения счастья, щитом между человеком и той его стороной, которая желает наслаждаться. Угрызения совести являются не только наказанием, но и сдерживающим фактором: мы стремимся не совершать поступков, о которых потом будем жалеть.

В конце концов, он признался в своем обмане и исправил несправедливость. Да, помню! — сказал он, почти тотчас принужденно зевнув…» При том, что Печорин — человек в принципе сдержанный и замкнутый, такая реакция свидетельствует о глубоких душевных переживаниях. Нравственные страдания, частично обусловленные совестью и раскаянием, заставляют Раскольникова сделать явку с повинною и во всем сознаться. Если принять совесть за некую черту, разделяющую закон и преступление, добро и зло, нравственность и безнравственность, то мучения Раскольникова напрямую связаны с совестью.

Мастер и Маргарита

Однако, на мой взгляд, честь в какой-то мере, зависит и от воспитания, от среды, в которой человек оказался. В глазах общества Соня Мармеладова — порочная, опустившаяся и бесчестная женщина. Лужин, обвиняя ее в краже сторублевого кредитного билета, делал упор именно на ее общественном положении и «сопряженных с ним привычках».

И грех ее смягчается тем обстоятельством, что был совершен из самопожертвования. В произведении Вознесенского «Юнона и Авось» понятие чести тесно связано с верностью. Другое проявление чести — верность данному слову. В рыцарских романах Средневековья нарушение обещания считалось страшным и недопустимым поступком, который карался смертью. Верность слову, храбрость в бою и почтение к дамам составляли основу чести рыцаря. Она отказалась сбежать с Дубровским, в которого была влюблена, потому что обвенчалась с другим человеком, и нарушить союз, освященный перед Богом, было для нее недопустимо.

Оба эти качества являются неотъемлемыми для каждого человека, хотя проявляются в каждом по-своему. В русской литературе XX века наиболее остро звучат вопросы совести, чести, правды, но их корни уходят в XIX век, к Пушкину, Толстому, Достоевскому, Чехову.

У М. А. Булгакова в романе «Мастер и Маргарита» нравственные законы приобретают планетарное значение. В круговороте истории он остается один со своими взглядами, нигде не найдя поддержки и понимания. Поскольку в Библии этот образ был схематичен, чувства и возможные переживания этого человека пытался описать М. Булгаков.

Некогда Пилат был воином и жил по принципам. Здесь начинает проявляться совесть правителя, его человеческие качества и стремления. И тут совесть была задавлена тщеславными порывами и стремлением сохранить власть. Решение проблемы безнравственности и беззакония не было найдено.

Теория Раскольникова о «добре и зле», его жесткая уверенность в том, что такими поступками можно решить проблемы в обществе начинает разрушаться сразу же после совершенного им преступления. Она никогда не осуждает никого и всем сострадает, хотя сама находится в плачевном положении.

Достоевский прямо заявляет: когда люди забудут о совести, общество деградирует. Бывший уголовник, он принес матери много горя и страданий. При встрече с матерью после многолетней разлуки у Егора не получилось признаться, что он её сын. В конце повести именно совесть не даёт герою опуститься на самое дно безнравственности. Отказ Егора помогать бывшим «друзьям» по криминальной жизни оборачивается для героя смертью, но этот отказ есть и высшее проявление его человечности.

Подталкиваемый соседскими ребятишками, мальчик Витя решается на обман бабушки (кладет на дно корзинки с земляникой, которую бабушка хотела продать в городе, траву). Но совесть начинает мучить ребёнка сразу же после совершения поступка.

С точки зрения христианской религии, совесть — это проявление Бога в человеке. Так же как и совесть, честь изначально присуща человеку, она неотъемлемая часть его личности. Говорят, что удовольствие без угрызений совести и есть счастье. Темы совести и чести нашли свое отражение во многих произведениях как зарубежной, так и русской литературы. Совесть — понятие сугубо личное, а честь — еще и социальное. Пример проявления совести у безнравственного человека мы находим у Лермонтова в романе «Герой нашего времени».