Михаил Лермонтов. Герой нашего времени

С 18 июня 1832 года Лермонтов более не числился студентом. У Юрия Петровича Лермонтова были сёстры, проживавшие в Москве. Эти мотивы вполне определились во время пребывания Лермонтова в московском университете, о котором он именно потому и сохранил память, как о «святом месте». Лермонтов оставался в школе два «злополучных года», как он сам выражается. Последнего сменил в 1829 году англичанин Виндсон, познакомивший Лермонтова с английской литературой.

Назначение пейзажа в романе. Роман «Герой нашего времени» был создан в 30-е годы XIX века. Это было тяжелое время. Период правления Николая I характеризуется жесточайшими реакциями и репрессиями. Кроме того, разгром декабристов и, как следствие, крушение всех передовых идей оставили непоправимый след не только в истории России, но и в сердце каждого человека, живущего в этой стране.

В. Г. Белинский назвал такую композицию романа «пятью картинами, вставленными в одну раму».Очень важную роль в произведении играет пейзаж. Порыв ветра, неприступность гор, спокойствие моря — все имеет свой тайный смысл. Причем природные зарисовки показаны читателю в постоянном движении. Так, в повести «Тамань» возникает романтический образ моря, тихого и спокойного.

Так, утро в день дуэли представляется ему «голубым и свежим», затем происходит сгущение красок и угнетение морального духа Печорина. В динамике этого движения проявляется тайный замысел автора, скрытый психологизм. И, в сущности, он был прав. Самобытные личности зачастую очень тонко чувствуют связь с природой.М. Ю. Лермонтов очень высоко ценил свободу. А жаль, что это так, особенно у нас. Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее на находит нравоучения.

Старая и жалкая шутка! Но, видно, Русь так уж сотворена, что все в ней обновляется, кроме подобных нелепостей. Самая волшебная из волшебных сказок у нас едва ли избегнет упрека в покушении на оскорбление личности! Герой Нашего Времени, милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии.

Перечитывая эти записки, я убедился в искренности того, кто так беспощадно выставлял наружу собственные слабости и пороки. Фаталист — человек, верящий в судьбу (от латинского (fatum — судьба). Своим предполагаемым шотландским корням Лермонтов посвятил стихотворение «Желание». Перед женитьбой на Марии Михайловне Арсеньевой Юрий Петрович вышел в отставку в чине пехотного капитана.

Во время пугачёвского восстания в село заходили отряды мятежников. М. В. Арсеньев «был среднего роста, красавец, статный собой, крепкого телосложения; он происходил из хорошей старинной дворянской фамилии».

Михаил Васильевич был похоронен в семейном склепе в Тарханах. Своих крепостных, которых у неё было около 600 душ, она держала в строгости, хотя, в отличие от других помещиков, никогда не применяла к ним телесные наказания. Однако рожать свою, не отличавшуюся крепким здоровьем, молодую жену Юрий Петрович повёз в Москву, где можно было рассчитывать на помощь опытных врачей.

Она же, недолюбливавшая зятя, настояла на том, чтобы мальчика назвали не Петром, как хотел отец, а Михаилом — в честь деда, Михаила Васильевича Арсеньева. Первый биограф Михаила Лермонтова, Павел Александрович Висковатый (1842—1905), отмечал, что его мать, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. С этого времени с невероятной быстротой развилась болезнь Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела её преждевременно в могилу.

Елизавета Алексеевна Арсеньева, пережившая своего мужа, дочь, зятя, внука, также похоронена в этом склепе. Бабушка поэта, Елизавета Алексеевна Арсеньева, страстно любила внука, который в детстве не отличался крепким здоровьем.

Его детство протекало в поместье бабушки — в селе Тарханы Пензенской губернии. В неоконченной юношеской «Повести» Лермонтов описывает детство Саши Арбенина, двойника самого автора. И в результате «В ребячестве моём тоску любови знойной / Уж стал я понимать душою беспокойной».

Детский рисунок Лермонтова из альбома. Горы кавказские для меня священны»,— писал Лермонтов. Они объединили всё дорогое, что жило в душе поэта-ребёнка. С осени 1825 года начинаются более или менее постоянные учебные занятия Лермонтова, но выбор учителей — француз Capet и бежавший из Турции грек — был неудачен. Француз, очевидно, не внушил Лермонтову особенного интереса к французскому языку и литературе: в ученических тетрадях поэта французские стихотворения очень рано уступают место русским.

В пансионе будущий поэт обучился грамотности и математике. По-прежнему Лермонтов ищет родную душу, увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Срок воспитания его под руководством бабушки приходил к концу; отец часто навещал сына в пансионе, и отношения его к тёще обострились до крайней степени. У него появляется склонность к воспоминаниям: в настоящем, очевидно, немного отрады.

Весной 1830 года благородный пансион был преобразован в гимназию, и Лермонтов оставил его. Лето он провёл в Середникове, подмосковном поместье брата бабушки, Столыпина. В лермонтоведении существует мнение о том, что за два юнкерских года ничего существенного Лермонтов не создал.