План-конспект урока по литературе (8 класс) на тему: Занятие по русской словесности в 8 классе по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка: сравнение, метафора, метонимия, синекдоха"

В метонимии, как и в метафоре, слова употребляются в переносном значении. 8. В лесу раздавался топор дровосека. Умению видеть метафору и содержащееся в ней скрытое сравнение необходимо учить, чтобы дети смогли освоить образные богатства языка и литературы. На уроках литературы юные читатели осознают метафору не только как средство лексической выразительности языка, но и как способ построения образа.

Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.

Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь -живая, наглядная и красочная? Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»).

Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносномзначении. Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткиеприлагательные, но и наречия.

Например: Жила в высоком тереме девица-красавица. Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены. Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.

В словесности есть особые способы употреблении слов, их называют средствами художественной изобразительности. Все изобразительно-выразительные средства делятся на тропы и фигуры. Мы уже знаем, что тропы – это лексические средства, основанные на переносном значении слова. Фигуры – это синтаксические выразительные средства.

Потому что у явлений есть какой-то общий признак, который мы не называем, они в чем-то сходны. Такие слова называются метафорами. Оно выражается художественными средствами, а не путем рассуждения, как в научном тексте. Назовите метафоры, которые Тютчев использовал в этом отрывке. Объясните, как возникли эти метафоры. Слово цепь тоже употреблено в переносном значении: это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но в отличие от железной тяжелой цепи эта цепь легкая, пуховая.

Ведь и в том, и в другом случае перенос значения основан на сходстве. Дело в том, что в сравнении мы видим оба предмета: и предмет сравнения, и образ сравнения: снеглежит великолепнымиковрами. В метафоре же на предмет сравнения переносится название образа сравнения, сходного с ним, но при этом предмет сравнения не называется.

Как это кратко и выразительно, сравните: все люди в России – вся Россия

У меня в душе ни одного седого волоса. Как чайка, парус там белеет в вышине. Ярким солнцем в саду пламенеет костер. Когда мы говорим: съел целую тарелку, мы имеем в виду суп, налитый в неё. Но между содержимым и тарелкой есть связь, и потому вместо слова суп мы употребляем слово тарелку в переносном значении. Но если в метафоре между явлениями есть сходство, то в метонимии сходства нет – суп не похож на тарелку, а наливается в тарелку, между предметами есть связь, а не сходство.

Любая метафора требует от читателя умения понимать и чувствовать создаваемый ею образно-эмоциональный эффект. Метафора, сравнение, метонимия и синекдоха помогают увидеть единство мира, заметить сходство в непохожих явлениях.