Почему он важен не только для философии, но и для социологии

Касаясь философии истории Хайдеггера, надо учитывать, что, по его мнению, “последовательность эпох, вмещаемых бытием, и не случайна, и не может быть вычислена как неизбежная”. Этим занимается философия. Философия М.Хайдеггера занимает особое место в философии ХХ века. «Хайдеггер никого не оставляет равнодушным.

М. Хайдеггер стремится выявить те основополагающие установки мышления европейцев, которые породили нежелательное состояние всей европейской цивилизации. И далее: “Она существует в мелодии соответствия, настраивающегося на голос Бытия сущего”. Основным моментом осмысления всего сущего является, по Хайдеггеру, человеческое существование.

«Введение в современную философию»А.Н. Суворова

У Хайдеггера, по мнению исследователей его творчества, “dasein” означает скорее бытие сознания. Человек, попадая в мир и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Быть экзистенциальным существом, полагал Хайдеггер, значит быть открытым для познания сущего. В этом заключается возможность рассмотрения бытия как существующего в истории. Причем прошлое у Хайдеггера выступает как заброшенность, настоящее как обреченность на порабощение вещами и будущее как воздействующий на нас “проект”.

В условиях неподлинного существования и философствования человек “приходит в состояние отчуждения”. По его мнению, вся философия Нового времени представляет собой метафизику субъективности. Мыслитель считал, что философия приводит в движение метафизику, но последняя является корнями дерева философии.

Причем, “сделавшись антропологией, сама философия гибнет от метафизики”. Свидетельством завершения прежней метафизики, полагал Хайдеггер, является провозглашение лозунга “Бог мертв”. Людское творчество переходит наконец в бизнес и гешефт”. Согласно Хайдеггеру, “нигилизм” есть приходящая к господству истина о том, что все прежние цели сущего пошатнулись. Этот мир будет руководствоваться, по Хайдеггеру, “чутьем”, т. е. подчинением “всех возможных устремлений цельной задаче планирования”, а недочеловечество станет сверхчеловечеством.

Но успешно может идти по пути изучения мира посредством прислушивания к нему лишь новая философия, которая не должна быть связана ни с прежней “научной философией”, ни с наукой. В развитии последней Хайдеггер видит тревожный симптом разрастания в ней значения исчисляющего мышления и угасания осмысливающего мышления. Этот тип мышления эмпиричен и неспособен “подумать о смысле, царящем во всем, что есть”. Что касается осмысливающего мышления, то оно в своих крайностях отрывается от действительности.

Истина, будучи по Хайдеггеру, чем-то непреходящим и вечным, не основывающимся на мимолетности и обреченности людей, обретается человеком путем свободного вхождения в сферу обнаружения сущего. Свобода в познании представляет собой свободу поисков и блужданий. Из высказываний Хайдеггера, однако, вовсе не следует, что надо отказаться от новых возможностей, открываемых техникой. Высказывание родоначальника немецкого экзистенциализма по этой проблеме отличается концептуальным своеобразием и заключает в себе потенциал для новых подходов к пониманию гуманизма.

Поддержание гуманизма, согласно Хайдеггеру, нуждается в усилении взаимопонимания между народами. Но его философию нельзя понять без знакомства с понятийным аппаратом Э.Гуссерля. Эпиграфом к философии Хайдеггера, как ни к кому другому, могут служить слова Фауста относительно первой фразы «Евангелия от Иоанна»: «вначале было слово», в переводе Б.Пастернака.

Человек, считает Хайдеггер, это «сущее, существующее способом экзистенции… Выделение в работе “Отрешенность” (1959) этих двух типов мышления и их анализ составляют основу теории познания общественных явлений М. Хайдеггера. Иными словами, бытие у Хайдеггера — это существование вещей во времени, или экзистенция. Эти слова Андре Жида распространяются не только на литературу, но еще более на философию. И все-таки, прежде всего, Хайдеггер экзистенциалист: он продолжает воспевать Человека и Его Бытие даже тогда, когда порывает с экзистенциализмом.