Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой

Народ, который не знает своей культуры и истории – презрен и легкомыслен» Н. М. Карамзин. Здесь общее правило состоит в том, чтобы всегда и везде брать вместе то, что связано одно с другим». Самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, ни в смене политической системы, а в разрушении личности через разрушение истории и культуры народа. Данный опыт работы показывает значение педагогического труда в развитии у дошкольников интереса к истокам народной, православной культуры.

Самые первые произведения, с которыми взрослый обращается к ребёнку – пестушки, это игры с приговариванием, активным поглаживанием, использованием пальцев ребёнка и взрослого. Чаще всего образцы народной культуры отражают житейскую мудрость, которая дополняется конкретно-историческими обстоятельствами, закрепляющимися и передающимися из поколения в поколение рассказами. Из понимания, анализа народных сказок детьми следует моральное воспитание, так как нравственность заложена в их сюжетах.

Мы все часто слышим – русская культура, русские традиции. В это понятие неизменно входит и православная культура, православные праздники. 3. Народные праздники и традиции. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

В раннем возрасте общение с фольклором активно развивает речь ребенка, закладывает основы нравственности, самостоятельности, прививает азы культурно-гигиенических навыков. Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Оптимизм сказок особенно нравится детям, что усиливает их воспитательное воздействие. Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.

Нарушение же моральных требований и правил, отступление от них характеризуется как зло. Понимание этого побуждает человека вести себя в соответствии с моральными требованиями общества. Нравственные категории такие, как хорошо и плохо, можно и нельзя, добро и зло, необходимо формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных.

Эффективным способом развития мышления детей является формирование умения сравнивать и понимать это сравнение. В нашей стране продолжается становление новой системы образования, и особая роль принадлежит духовному воспитанию личности. Воспитывать такие добродетели, как милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях как со сверстниками, так и с взрослыми.

Приобщение дошкольников к истокам традиций национальной культуры через ознакомление с русской литературой

Известно, что нет «взрослых» и «детских» нравственных норм и понятий. Все нравственные категории усваиваются детьми, хотя уровень усвоения, конечно же зависит от возраста. И мы считаем, что расширенное, глубокое понимание детьми всех литературных форм поможет воспитать настоящего человека, как внешне, так и внутренне.

Подписи к слайдам:

Сегодня, когда материальные ценности доминируют над духовными, у детей искажаются общечеловеческие ценности о добре и зле, о правде и лжи, о семье и красоте. У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни – его история и культура. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоёванного русским искусством и литературой. 2. Фольклор. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В своей практике нами используются традиционные праздничные обряды или их элементы. Детям объясняется историческое значение этих праздников в укладе жизни предков.

Это культурно-гигиенические навыки, самообслуживание, укладывание детей спать. А как использовать и применять фольклор в старшем дошкольном возрасте

С разными видами рукоделия и ремесла. Патриотическое воспитание дошкольников и, прежде всего, пробуждение у них любви к родному краю, наиболее успешно осуществляется при комплексном подходе к решению этой проблемы.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. В этой деятельности дети приобретают трудовые навыки и навыки работы с художественным материалом. В работе с дошкольниками целесообразно использовать фольклор, который не только способствует формированию эмоционального и положительного отношения к миру, но и познавательному развитию. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию его детьми, уважения к труду и таланту мастеров.