ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

Профессиональное самосовершенствование имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Поэтому третьим этапом нашего исследования было выявления факторов стимулирующих либо тормозящих процесс профессионального самосовершенствования в педагогической деятельности.

Рассмотрены основные направления, представляющие основные элементы психического содержания динамики психического обеспечения трудовой (в том числе профессиональной) деятельности. В свою очередь, личностный рост – стремление к идеалу, стремление стать лучше, укрепить свою самооценку. Личностный рост необходим для профессионального успеха, он дает возможность достигать поставленных целей и воплощать свои мечты в реальность.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОРАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА ПЕДАГОГА

Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности.

Развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития, как профессионализма, так и личностного развития.

При этом только значимая деятельность может стать основой саморазвития. Установление уровня, достигнутого человеком как субъектом деятельности, традиционно, оценивается по результатам в профессиональной деятельности, соответствию ее свойств, требованиям деятельности. Для человека профессия – это источник существования и средство личностной самореализации. Личный результат профессионального развития человека, несомненно, значительно шире традиционно выделяемых форм профессионального опыта — знаний, умений, навыков.

В некоторых профессиях, к которым относится и педагогическая деятельность, данное положение еще не предоставляется всем бесспорным и очевидным, хотя реальное положение вещей говорит об обратном. Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле – как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком – как «создание себя», «самостроительство»).

Таким образом, развитие позитивного отношения к себе может рассматриваться в качестве личностного ресурса профессионального успеха современного педагога. Именно профессиональная ответственность способствует последовательному достижению цели, воплощению индивидуального проекта развития.

Налаживание профессионального общения. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты. Таким образом, первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, – личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности.

По существу, направленность является мощной движущей силой профессионально-личностного развития субъекта. И чем совершеннее этот инструмент, тем успешнее профессиональный результат.

2.2. Анализ этапов профессионального самосовершенствования педагога

В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования от знаниевой к компетентностной, приоритетными становятся профессиональное и личностное развитие. В результате этих перемен особую актуальность приобретает проблема профессионального самосовершенствования.

Условия и закономерности достижения вершин профессионализма деятельности и личности педагога исследует педагогическая акмеология. Самосовершенствование как социальный процесс базируется на требованиях общества и профессии к личности педагога.

1.2. Формы и принципы профессионального самосовершенствования

Только в этом случае возникает противоречие между имеющимся и желаемым, и работа над собой принесёт ощутимый результат. Следующей важной предпосылкой, обуславливающей начало процесса самосовершенствования, является отношение самого педагога к этим предъявляемым требованиям. В психологических исследованиях вопрос о профессиональном самосовершенствовании личности рассматривается с позиции связи личности с производимой ею деятельностью.

2.1. Способность педагога к профессиональному самосовершенствованиюи источники активности

Именно на эту особенность обращает внимание известный польский педагог В. Оконь, вычленяя в любой деятельности две стороны – адаптивную и творческую. Именно творческая сторона деятельности является определяющей в процессе самосовершенствования. Благодаря этому подходу можно выделить следующие принципы профессионального самосовершенствования педагога. Проследование педагогических феноменов в преемственности этих этапов возникновения, становления, функционирования и преобразования позволяет методологически конструктивно рассмотреть их сущность.

Отмеченный прнцип отражает взаимозависимость субъективных действий педагога и учащихся в совместной творческой деятельности. На основе теоретического анализа и практического анализа мы считаем возможным отдельно обозначить принцип рефлексивности процесса самосовершенствования педагога. Обращение сознания педагога к своему внутреннему миру без изменения, преобразования профессиональной деятельности приводит к разрыву самого субъекта от его деятельности.

Вывод 2:Профессиональное самосовершенствование педагога можно разделить на две относительно самостоятельных составляющих – самовоспитание и самосовершенствование. В исследовании принимали участие преподаватели общеобразовательных и специальных дисциплин.

К внутренним факторам, препятствующим процессу самосовершенствования педагоги отнесли состояние здоровья (усталость) и эмоциональное состояние (настроение). Причём внешние источники выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого развития.

Вместе с тем каждый этап обладает значительной самостоятельностью, решает определенные задачи, без реализации которых был бы невозможен процесс профессионального развития. Началом большой и кропотливой работы педагога по самосовершенствованию выступает этап самопознания.

Самосовершенствование предполагает не простое приспособление поступков к внешним требованиям, а активное развитие качеств личности в процессе профессиональной деятельности. Принцип самодеятельности позволяет проследить активность и творческий потенциал педагога в работе над собой; его потребность в саморазвитии, самореализации и профессиональной деятельности. Как видно из Рис. 1, источники профессионального самосовершенствования педагога находятся в социальном окружении.