Расцвет художественной культуры и искусства

В творчестве Тициана искусство Возрождения достигает наивысшего подъема и расцвета. Эпоха Возрождения была прежде всего итальянской. Самые значительные изменения эпоха Возрождения вызвала в художественной культуре, искусстве.

Ведущую роль в формировании идейных и стилевых принципов искусства раннего Возрождения играет Флоренция. Особое место в эпоху Высокого Возрождения занимает венецианская школа, в которой наслаждение жизнью и любовь к природе соединились с гуманистическим идеалом (творчество Джорджоне, Тициана).

Расцвет художественной культуры и искусства

У художников, продолжающих традиции Высокого Возрождения, усиливается тяга к декоративности и пышности (Веронезе), нарастают субъективизм и спиритуализм. Одновременно с кризисом возрожденческого искусства в Италии происходит его расцвет в Нидерландах и Германии. Ян ван Эйк – центральная фигура начальной поры Северного Возрождения.

Развитие искусства Северного Возрождения связано с именем Альбрехта Дюрера, который заложил в Германии основы светских жанров – портрета, пейзажа, бытовых жанров. В его творчестве проявляется еще одна яркая черта Северного Возрождения: стремление изобразить человека несовершенным и идеальным, но достоверным.

История и культурология

Итальянский Ренессанс был источником для Северного Возрождения и Реформации. Марсилио Фичино основал Платоновскую академию во Флоренции, перевел труды великого грека на латинский язык. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. Никогда еще искусство не пользовалось таким высоким почетом и уважением. По своим творческим возможностям художник Возрождения приравнивается к Богу-творцу.

Раннее Возрождение окончательно утвердило новые эстетические и художественные принципы искусства

В самом искусстве происходят глубокие изменения. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности. Флорентийский скульптор Донателло — один из наиболее ярких творцов Раннего Возрождения. Мазаччо по праву считается одной из главных фигур Раннего Возрождения. По мнению Вазари, современника Высокого Возрождения и авторитетного критика, «ни один мастер так близко не подошел к современным мастерам, как Мазаччо».

Рыдающая Ева в отчаянии запрокинула голову с открытым ртом. Эта фреска открывает новую эпоху в искусстве. В архитектуре начало Высокого Возрождения связано с творчеством Донато Браманте (1444-1514). Его слава начинается с маленькой часовни, именуемой Темпетто (1502), построенной в Риме и ставшей своеобразным «манифестом» Высокого Возрождения. Большая часть его долгой жизни приходится на Позднее Возрождение.

В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Здания театров и декорации сооружались на основе архитектурных работ Витрувия (около 15 г. до н.э.) в соответствии с принципами римского театра. В эпоху Дученто (XIII в.) в Италии вместо литературного языка средневековья – латинского – постепенно формируется народный язык – итальянский. В образах, созданных такими мастерами, как Донателло, Верроккьо, доминируют героические и патриотические начала («Св. Георгий» и «Давид» Донателло и «Давид» Верроккьо).

Созданные им образы одухотворены и поэтичны. Классической гармонии живопись достигает в творчестве Рафаэля. Его искусство эволюционирует от ранних холодновато-отстраненных умбрийских образов мадонн («Мадонна Конестабиле») к миру «счастливого христианства» флорентийских и римских произведений. Мадонна с щегленком» и «Мадонна в кресле» мягки, человечны и даже обыденны в своей человечности.

Но в живописи он воплотил и идеал возрожденческого универсального человека (портрет Кастильоне), и драматизм исторических событий. Микеланджело – мастер, который соединял в своем искусстве прекрасную телесность с глубокой одухотворенностью образов, унаследованной от средневековой христианской культуры. Уже в раннем творчестве Микеланджело проявлялись его трагическое мироощущение («Распятие»), тончайший психологизм образов и техническая виртуозность («Оплакивание Христа» из собора Св. Петра).

Позднее Возрождение и маньеризм отражают кризис ренессансных гуманистических идеалов. В этот период в творчестве Микеланджело отражается усугубляющийся трагизм его мировосприятия (образы капеллы Медичи, особенно «Ночь», «Страшный суд» и фрески капеллы Паолина). Для маньеристов образ строится не на основе изучения натуры, как это было у художников Возрождения, а на их внутреннем чувстве.

В его творчестве отразилась одна из принципиальных особенностей этого искусства: тесная связь с искусством поздней готики. В портретах Яна ван Эйка акцент делается на духовной наполненности и благочестии в психологически достоверных и натуралистически точных образах. Говоря об искусстве Северного Возрождения, конечно же, следует обратить внимание на портреты Гольбейна и на творчество Брейгеля.

Его творчество — наряду с творчеством Леонардо, Рафаэля и Микелан- джело — является вершиной искусства Ренессанса

Одно из них состоит в том. чтофилософия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. Как и в других областях культуры, в философии возрождаются учения античных мыслителей — в первую очередь Платона и Аристотеля.

Джотто ди Бондоне является самым ярким представителем итальянского Проторенессанса в изобразительном искусстве

Именно в этой области разрыв со Средневековьем оказался наиболее глубоким и радикальным. Даже в античной Греции труд художника по своей общественной значимости заметно уступал деятельности политика и гражданина.

Леонардо да Винчи рассматривает науку и искусство как два совершенно равноправных способа изучения природы. Еше более высоко ценится искусство как творчество. Искусство во всем стремится быть верным действительности, добиваться объективности, достоверности и жизненности. Его вклад в культуру выходит за рамки поэзии. Данте является создателем итальянского литературного языка. Иногда его называют последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени.

Особняком в эпоху раннего Возрождения стоит творчество художника Сандро Боттичелли. В эпоху Возрождения искусство воспринимается как одно из самых мощных средств познания и в этом качестве уравнивается с наукой.