Смотреть что такое «Гедонизм» в других словарях:

Стремление к наслаждению рассматривается как основное движущее начало человека, заложенное в него природой и предопределяющее все его действия. Наиболее полное выражение принцип Г. получил в этич. теории утилитаризма, понимающего пользу как наслаждение или отсутствие страдания (И. Бентам, Дж. С. Милль). Эти идеи оказываются воплощенными более или менее полно и адекватно в большинстве философско-этических учений того времени.

Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое, стремление. Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа.

Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья.

Смотреть что такое «Гедонизм» в других словарях:

Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Генри Сидгвик (Henry Sidgwick) в своём описании гедонистических учений ввёл различие между этическим и психологическим гедонизмом. Психологический гедонизм является антропологической гипотезой о стремлении человека увеличить собственные радости. Бентам разделял обе формы гедонизма.

Как нормативный принцип гедонизм противоположен аскетизму

Таким образом, Сидгвик указал, что по крайней мере одна из форм гедонизма имеет характер научной гипотезы, которая нуждается в проверке. И здесь возможны были два подхода. Австрийская школа совершила революцию в мировой экономической мысли, некоторые её участники (в частности, Мизес) получили Нобелевские премии. Тем не менее, до сих пор сохраняются споры, можно ли считать успехи теорий перечисленных авторов доказательством гедонизма, или же они лишь опровергают ограниченный круг альтернативных учений.

Психологический гедонизм верен, если за любым сознательным поступком всегда лежит один и тот же конечный критерий принятия решения. Наиболее известные аргументы в пользу гедонизма связаны с работой так называемых центров удовольствия.

В новоевропейской мысли с идеями гедонизма происходят существенные трансформации

Скорее всего, работа этих нейромедиаторов является лишь промежуточным звеном в механизме появления удовольствия. Помимо нейромедиаторных, существуют и более фундаментальные гипотезы о нейрокорреляте удовольствия. В итоге, по мнению Аргонова, наука должна найти фундаментальную мотивацию, которую невозможно перепрограммировать никакой модификацией мыслящей структуры.

В ней гедонизм рассматривается как основополагающая нравственная ценность для всей биосферы. В одном из эпизодов фильма Трасса 60 показан вымышленный городок, большинство населения которого — наркоманы, употребляющие вымышленный препарат «Эйфория».

Гедонизм — (греч. hendone наслаждение) античное понятие, обозначающее веселье и удовольствие

Восторженно-поэтические отзывы людей о наркотике имеют явные параллели с известными описаниями действия MDMA. Регулярное участие горожан в рэйвах ещё более усиливает эту аналогию. Но в отличие от MDMA, Эйфория отличается крайней аддиктивностью и даже грозит ломками.

В Др. Греции одним из первых представителей Г. в этике был основоположник киренской школы Аристипп (нач. 4 в. до н. э.), видевший высшее благо в достижении чувств

Таков гедонизм Эпикура,который считал действительным благом не чувственные удовольствия тела, а подлинные и возвышенные наслаждения души, точнее – состояние атараксии. Строго говоря, различия между гедонизмом и эвдемонизмом не существенны: оба учения ориентируют человека не на добро, а на наслаждение, а если и на добро, то ради наслаждения.

ГЕДОНИЗМ — (греч., от hedone наслаждение)

Т.Гоббс, Б.Мандевиль, К.Гельвеций, так же, как и Б.Спиноза, выводят поведение людей из удовольствия. Киренаики считали, что удовольствие является высшим благом и добиваться его следует любыми средствами. В этом киренаики отличались от Сократа, который, признавая значимость удовольствия, трактовал его как сознание того, что что-то делается хорошо. В полемике с софистами Сократ настаивал на различении удовольствий — дурных и хороших, а также истинных и ложных.

В христианской традиции Средних веков идеям Г. не было места; и лишь в эпоху Возрождения они находят новых сторонников (Л. Валла, К. Раймонди), да и то вначале только в мягкой эпикурейской версии. Лишь в произведениях де Сада принцип удовольствия утверждается в чистом виде — в противовес социальным установлениям и в косвенной полемике с теорией общественного договора.

Гедонистич. мотивы получают распространение в эпоху Возрождения и затем в этич. теориях просветителей. Идеи Г. разделяют и некоторые совр.бурж. Дж. Санта-яна, М. Шлик, Д. Дрейк и др. Марксизм критикует Г. прежде всего за натуралистич.

Наше ощущение есть движение; если последнее является мягким, возникает чувство удовольствия, если движение резкое, возникает чувство неудовольствия. От Г. необходимо отличать эвдемонизм, признающий основой нравственности стремление к счастью. Киренаики (см. Киренская школа), объявляя наслаждение целью жизни, проповедовали погоню за наслаждениями, неумеренность и распущенность в поведении.

В ср.-век. этике наслаждение считалось грехом, а благом – блаженство, достижение к-рого возможно лишь путем аскетич. Возрождения в значит. 18 в. (Гольбах, Гельвеции). Науч. критика «философии наслаждения» была дана Марксом и Энгельсом в «Немецкой идеологии» (1845–46). В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия.

ГЕДОНИЗМ — (греч. hedone удовольствие) тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания

Данная линия в новоевропейской моральной философии (от Гоббса к Гельвецию) находит непосредственное продолжение в классическом утилитаризме, отождествляющем удовольствие с пользой. Эта динамика идей вела в конечном счете к выводу, что удовольствие не является определяющим мотивом поведения, но лишь сопутствует той деятельности, которая воспринимается как успешная.

Мур, критикуя Милля и Сиджвика, показал, что гедонизм, утверждая удовольствие в качестве единственного добра, в полной мере воплотил в себе натуралистическую ошибку. ГЕДОНИЗМ — (от греч. hedone удовольствие) направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения. Гедонизм смягчается в учениях, типологически характеризуемых как эвдемонизм.