Смотреть что такое «каузальная атрибуция» в других словарях:

Атрибуция — – приписывание характеристик социальным объектам. В социальной психологии существует целый раздел, посвященный изучению закономерностей восприятия причин поступков, — каузальная атрибуция.

Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции (англ.Attribution theory), разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Одной из самых частых закономeрностей теории считaeтся завышениe собственной значимости и прeувeличение роли некоторых факторов (таких как удачa, вeзениe, способности) в формировании ситуации.

Каузальная атрибуция считается уникальным психологическим феноменом, характеризующим человеческое восприятие эмоций, мотивов и причин того или иного поведения другого человека. Дальнейшее описание этого феномена межличностных отношений нашло отражение в «Attribution theory» (теории атрибуции).

Было установлено, что наблюдатель «со стороны» чаще применяет атрибуцию личностную, а участник ситуации или события – обстоятельственную. Каузальная атрибуция — то или иное понимание поведения человека вследствие того, что мы о нем надумали и ему приписали.

Самая распространенная ошибка («фундаментальная ошибка атрибуции») — объяснение поведения личными особенностями человека там, где оно на самом деле определялось ситуацией. В других работах было показано, что характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Однако наиболее интересный и практически значимый раздел каузальной атрибуции — это изучение истинности совершаемых нами приписываний, происхождение закономерных ошибок и искажений.

Переводя труднопроизносимый термин на родной язык, суть каузальной атрибуции можно определить как отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам — внешним или внутренним. Исследователями каузальной атрибуции каждый человек рассматривается как интуитивный психолог, равный по статусу психологу-исследователю. В своих исследованиях того, как мы интерпретируем окружающий мир, социальные психологи обнаружили обобщенную тенденцию, которую назвали фундаментальной ошибкой атрибуции.

Если бы фундаментальная ошибка атрибуции была ограничена суждениями в подобных игровых ситуациях, ей вряд ли следовало бы уделять внимание. Очень важно, что знание закономерностей и ошибок каузальной атрибуции помогает сделать ее более эффективным орудием для налаживания взаимодействия. Очень важно и осознание собственного стиля атрибуции, который присутствует в любом общении.

Смотреть что такое «каузальная атрибуция» в других словарях:

Каузальная Атрибуция — (от лат. causa причина и attribuo наделяю) феномен социального взаимодействия, автор Ф. Хайдер. Атрибуция (психология) — У этого термина существуют и другие значения, см. Атрибуция (значения). Атрибуция (лат. attributio приписывание) психологический термин, обозначающий механизм объяснения причин поведения другого человека.

Феномен приписывания возникает именно тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке и заменять этот дефицит приходится процессом приписывания. Общая схема, раскрывающая структуру процесса каузальной атрибуции, была предложена психологами К. Дэвисом и Э. Джонсоном. Поэтому можно сказать, что процесс атрибуции служит человеку для того, чтобы придать смысл окружающему. Для Хайдера – это причины личностные (т.е. когда причина приписывается действию субъекта) и причины, коренящиеся в «среде» (т.е. такие, которые приписываются обстоятельствам).

Поскольку проблематика атрибуции связана с процессом объяснения человеком окружающего мира, необходимо развести понятия «научное объяснение» и «обыденное объяснение». Поэтому атрибутивная теория, имеющая дело с этим обыденным объяснением, и может быть рассмотрена как самый яркий пример перехода от социального восприятия к социальному познанию. Однако важно последовательно проследить, как развивались идеи атрибуции. Во-первых, с самого начала подчеркивалась потребность человека понять окружающий его мир и атрибуция рассматривалось как одно из средств такого понимания.

Все сказанное служит доказательством того, что при развитии теорий атрибуции в анализ все больше и больше включается широкий круг вопросов познания, а не только восприятия. Это положение раскрывается с особой очевидностью в теории атрибуции, которая в последние годы предложена рядом социальных психологов в Европе. М. Хьюстон и И. Яспарс делают акцент на том, что в атрибутивных теориях должен рассматриваться процесс приписывания причин именно социального поведения.

Наблюдатель, таким образом, движется в своих заключениях справа налево, на этом пути он и осуществляет процесс приписывания. Процесс выведения («вывода») расшифровывается более подробно: выделяются две его стадии: а) атрибуция интенций, б) атрибуция диспозиций.

Понятно, что при типичном поступке атрибуция его причин осуществляется более или менее автоматически, а вот при необычном – резонов для его объяснения мало и тогда открывается простор для атрибуций. Тот факт, что для такого поведения есть мало резонов, заставляет оценивающего в большей степени апеллировать к интенциям и диспозициям личности.

Теорию каузальной атрибуции первоначально изучали лишь в рамках социальной психологии. Самые существенные результаты исследования были получены вследствие изучения механизмов каузальной атрибуции. Каузальная атрибуция — (от лат. causa причина лат. attributio приписывание) феномен межличностного восприятия. В этом разделе четко выделяются теоретическая и экспериментальная линии изучения процесса каузальной атрибуции. Механизм каузальной атрибуции относится к ситуации социального познания и означает причинное объяснение поступков.