Сущность, содержание и формы права

В пределах одного и того же типа права классовая характеристика его сущности остается неизменной. Классовая сущность права определяется как воля господствующего класса.

Проблемы сущности права активно обсуждаются в юридической науке. Это — основной вопрос правопонимания. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Вспомним, что «сущность» как философская категория характеризует то главное в явлении, что определяет его природу.

Каждая из них преобладала в определенный период исторической эволюции. Впервые право с волей правящей группы связал Т. Гоббс, который отмечал, что «право есть продукт воли тех, которые имели верховную власть над другими». Наиболее разработан этот вопрос в марксизме. Сторонники такого понимания сущности права исходят из того, что право утверждает абсолютные и вечные ценности добра и справедливости. Оба подхода имеют право на существование.

Социальная ценность и сущность права

Оба подхода имеют и позитивное, и негативное. Однако в таком случае вряд ли можно утверждать идеалы справедливости, так как право выступает средством насилия меньшинства над большинством. Второй подход в этом отношении выигрывает. Среди некоторых народов, которые населяли Восточную Индию, было принято съедать своих родителей в знак уважения и почтительности.

Общесоциальная сущность права конкретизируется в понимании его как выражения общенародной воли, разума, нравственных начал и меры свободы

В настоящее время представления о добре и зле также изменяются. В таких условиях найти общечеловеческие ценности представляется достаточно трудно. Сущность — главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие, в основном сформировалось.

Общее понимание сущности права как возведенной в закон воли господствующего класса требует соответствующей конкретизации

Действительно, в период рабовладельческого и феодального строя право было традиционным, или обычным (исключение — древнеримское частное право). Право выполняло охранительную функцию с помощью механизма правосудия, относящегося к государству.

Специфика современного развитого права состоит в том, что в центре его находится отдельный человек с его интересами и потребностями, его свобода. В пределах своих прав человек уверен и свободен в собственных действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы.

Право более ранних эпох вообще не могло иметь такие характеристики. Представляется, что изначально право создавалось в интересах всего общества, для сохранения его целостности в условиях социального расслоения.

Содержание в самом общем виде есть развитая в конкретную целостность сущность объекта. При этом классовые трактовки государства и права тесно смыкались. Сущность права наилучшим образом раскрывается через его принципы, которые развивались, обогащались на протяжении! Реальными основаниями права являются различные социальные факторы политического, нравственного и экономического характера.

Достигается это при помощи главной идеи, выражающей самое существенное в природе юридической формы, в процессе изучаемого предмета. Главная идея марксизма по поводу права состоит в признании его материально детерминированной классово-волевой природы. Возведение в закон господствующей воли противопоставляет эту волю любому произволу и случаю, делает правопорядок независимым от волеизъявления отдельных лиц, даже относящихся к правящему классу.

Однако именно в праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации. Интересный анализ сущности права в историческом плане осуществлен Л.И. Спиридоновым. Сущность права такова, что не может проявиться лишь в объективном праве, фиксирующем господство воли в общей форме и абстрактно.