ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

Таков этот образ в народной поэзии, таков он и в поэтике Есенина, вот почему в центре многих стихотворений С. Есенина оказался образ дерева. Космические мотивы можно встретить в творчестве многих поэтов, есть они и у Есенина.

Первая книга стихов Есенина «Радуница» появилась в 1916 году, когда Блок уже был широко известным поэтом. Примерно в это же время состоялась встреча Есенина и Блока, о которой Блок оставил подробную запись в дневнике. Говоря о стихах Блока, Есенин отмечал в них «голландский романтизм». Достаточно сравнить стихотворение Блока «Русь» с «Русью» Есенина, и общность станет очевидной. Русь» Блока написана в 1906 году, а «Русь» Есенина – в 1914-м, уже во время войны. Но как похожа образная система этих стихотворений.

Сергей Есенин и Александр Блок – два великих лирика начала века. Оба они принимали активное участие в литературной борьбе своего времени, примыкали к различным направлениям в искусстве. Тогда эта разница могла показаться существенной, но сегодня мы видим, насколько Блок и Есенин возвышаются над любыми литературными течениями.

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ С. А. ЕСЕНИНА

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды — все это отобразилось на поэзии Сергея Есенина. Чувство Родины — основное в моем творчестве». Сам Есенин знал в совершенстве русский фольклор, который изучал не по книгам.

Песни, сказания, поговорки — на этом воспитывался Сергей Есенин. С течением времени талант Есенина набирал силу. Войти в литературный мир Есенину помог Блок, перед которым он преклонялся. Время творчества Есенина — время крутых поворотов в истории России.

Иначе и не могло быть. Есенин не просто лирик, это поэт большого ума, глубоких философских размышлений. Это последнее поэтическое произведение Есенина. И Русь все так же будет жить, плясать и плакать у забора. Вопрос спорный, но строки («в этой жизни умирать не ново, но и жизнь, конечно, не новей») говорят о том, что он устал бороться с окружающей действительностью.

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко. В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном. Творчество Сергея Александровича Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного советского и зарубежного читателя.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. Сергей Есенин прежде всего — певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца.

КОСМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В ПОЭЗИИ С. ЕСЕНИНА

С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Произведения, написанные Есениным в то время («Преображение», «Инония», «Небесный барабанщик»), проникнуты бунтарскими настроениями. В одном из произведений Есенин восклицал: «Мать моя родина, я — большевик!» Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, «с крестьянским уклоном», «больше стихийно, чем сознательно».

После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство», — писал Есенин по возвращении на родину в очерке «Железный Миргород».

Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Надежды эти выражены в словах Н. Клюева – близкого друга и поэтического наставника С. Есенина: «Мужицкая ныне земля, /И церковь не наймит казенный».

В Есенинском «Сорокоусте» вечная тема противостояния природы и разума, технического прогресса сливается с размышлениями о судьбах России. Это тем более грустно, что С. Есенин справедливо замечает: «Я поэт! И не чета каким-то там Демьянам». Есенин «Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин. Здесь вступает в силу «закон микрокосма и макрокосма». В этом стихотворении «месяц» и «кутья» взаимосвязаны древними поверьями.

«ДРЕВЕСНЫЕ МОТИВЫ» ЛИРИКИ С. ЕСЕНИНА

Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность. Впрочем, для Есенина уподобление человека дереву больше, чем «религия мысли»: он не просто веровал в существование узловой завязи человека с миром природы, он сам себя чувствовал частью этой природы. В стихотворении «Зеленая прическа» (1918 г.) очеловечивание облика березы в творчестве Есенина достигает полного развития.

Есенин деревня.ppt

Недаром Есенин пишет «шляться босиком», можно провести параллель с выражением «босоногое детство». В природе все неизбежно возвращается, повторяется и заново зацветает. Человек, в отличие от природы, однократен, и его цикл, совпадая с природным, уже неповторим. С образом березы тесно переплетается и тема Родины.

Образ «семьи» здесь дан в более широком смысле: это и «отчий край», и «родные могилы», и «отчий дом», то есть все, что связывает человека с этой землей. В стихотворении «Богатырский посвист» Есенин вводит образ дуба, чтобы показать мощь и силу России, ее народа. Это произведение можно поставить в один ряд с русскими былинами о богатырях.

Время сблизило Блока и Есенина, и стало заметным то общее, что было в их творчестве. Животные в произведениях Есенина также являются частью вселенной и их переживания, мироощущения также связаны с космосом. Образ клена наиболее сформирован в поэзии С. Есенина, где он выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России.