Типы мировоззрения

Философское мировоззрение определяется как систем но-теоретическое. Основным отличием философского мировоззрения от мифологии является высокая роль разума: если миф опирается на эмоции и чувства, то философия — прежде всего на логику и доказательность. Мир и человек постоянно меняются. Отношение человека и мира пронизывает всю философию, начиная с вопроса о том, что есть наше знание? Мировоззрение, как и вся жизнь людей в обществе, имеет исторический характер.

Называют обыденное мировоззрение, научное, философское, религиозное. С точки зрения исторического процесса выделяют следующие ведущие исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Мифологическое мировоззрение совмещает в себе сакральное (тайное, волшебное) с профанным (общедоступным).

Типы мировоззрения

Философия как дисциплина изучает наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. На фоне стихийно возникавших (житейских и иных) форм миропонимания философия предстала как специально разрабатываемое учение о мудрости. Все представления и знания человека о самом себе называются его самосознанием. Наиболее сложная из форм человеческого самосознания называется мировоззрением.

Познавательно-интеллектуальную сторону мировоззрения составляет миропонимание. Возникновение мировоззрения связывают с процессом формирования первой устойчивой формы человеческой общности — родовой общины. Мировоззрение выделило человека из мира животных.

Исторически первой ступенью в развитии мировоззрения было мифологическое мировоззрение. Мифология закрепляла принятую в обществе систему ценностей, поддерживала и поощряла определенные формы поведения. С угасанием первобытных форм общественной жизни миф изжил себя и перестал быть господствующим типом мировоззрения.

Наше отношение к миру и к себе включает разнообразные знания. Поступки человека также входят в структуру мировоззрения, образуя его практический уровень. Человек выражает свое отношение к миру не только в мыслях, но и во всех своих решительных действиях. Традиционно считается, что знания и чувства, ценности и поступки представляют собой компоненты мировоззрения — познавательный, эмоциональный, ценностный и деятельностный.

Мифология вырастает прежде всего из страха человека перед неизвестным и непонятным — явлениями природы, болезнью, смертью. Религия распространяет и поддерживает образцы правильного, нравственного поведения. Велико значение религии и в сплочении людей, однако здесь ее роль двойственна: объединяя людей одной конфессии, она зачастую разделяет людей разных верований.

Характерными чертами философского мировоззрения являются логичность и последовательность, системность, высокая степень обобщения. Если рассматривать структуру мировоззрения на современном этапе его развития, можно говорить об обыденном, религиозном, научном и гуманистическом типах мировоззрения.

Гуманистическое мировоззрение основано на признании ценности всякой человеческой личности, се права на счастье, свободу, развитие. Состояние, когда прежнее мировоззрение разрушено, а новое еще не сформировано (например, разочарование в религии), называется мировоззренческим кризисом. С этого времени прошло два с половиной тысячелетия, в течение которых взгляды на содержание и задачи философии развивались.

Во-первых, природа; во-вторых, общественная жизнь; в-третьих, (и это главное), человек. Эти три центральных момента — природный и общественный мир, а так же человек в их взаимосвязи — были и остаются главными предметами философских размышлений. Ни одно философское учение не может обойти этот вопрос, и все иные проблемы рассматриваются через призму соотношения материи и сознания.

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Мировоззрение придаёт деятельности человека организованный, осмысленный и целенаправленный характер. Нормы и ценности являются важным компонентом мировоззрения. Научное мировоззрение основано на объективных знаниях и представляет собой современный этап развития философского мировоззрения.