Урок-тренинг по литературе в 6 классе на тему «Метафора как средство выразительности»

8. В лесу раздавался топор дровосека. Метафора – это употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями. Метафора – скрытое сравнение.

Для того, чтобы различить метафору среди других художественных средств произведения, ученикам предлагается самим научиться «составлять» метафору. Второе мыслительное действие: соединение сравнения с местом происходящего — вот вам и первый прием составления метафор! Далее отработаем еще один приём составления метафор.

Кругом с тоской глубокою плывут в страну далёкую Седые облака. 5 этап. Сочините прозаический или стихотворный текст, употребив как можно больше метафор. Выучить наизусть одно стихотворение из предложенных в учебнике на страницах 188-191. В условиях жёсткого тоталитарного режима советской эпохи писатель был вынужден отказаться от премии. Слово – единственный инструмент художественного текста! Сегодня мы подробно поговорим о жемчужине художественного текста – метафоре.

Художественный стиль – это особый стиль литературы. А поэтому этот стиль нуждается в особых средствах, развивающих наше воображение. С понятием метафоры вы знакомились ещё в средней школе. Сейчас мы эти знания углубим. В чём отличие её от остальных тропов? Как её найти в тексте?

Суть этого тропа в переносе значения с одного предмета на другой на основе сходства. Вдумайтесь, перенос значения в метафоре происходит на основе сходства. Существуют разные классификации метафор, одну из них я вам предлагаю. Метафора будит нашу фантазию, воображение, обогащает наши чувства. Метафора замечательна именно своим лаконизмом, незаконченностью. МЕТАФОРУ МОЖНО РАЗВЕРНУТЬ В СРАВНЕНИЕ, НО В ТАКОМ СЛУЧАЕ МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬСЯ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ.

Никого не будет в доме, Кроме сумерек. Один Зимний день в сквозном проеме Незадернутых гардин. Ощущения лирического героя передаются в сопоставлении с природой. Давайте подумаем, что это за «голод», на чём основано сравнение.

Давайте уберём метафору. Давайте превратим её в сравнение. Так какова же функция метафоры? Она приходит внезапно, все замирает в ее присутствие, затихает, она «меряет тишину шагами», её вторжение «словно дрожь».

Таким образом, сквозь будничное ( сумерки, гардины, окно) просвечивает самое главное, самое важное в жизни! Грустная интонация сменяется восхищением. 6. Просмотр видеоролика — эпизода из кинофильма «Ирония судьбы или с лёгким паром», где исполняется песня «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака.

В словесности есть особые способы употреблении слов, их называют средствами художественной изобразительности. Все изобразительно-выразительные средства делятся на тропы и фигуры.

Урок-тренинг по литературе в 6 классе на тему «Метафора как средство выразительности»

Мы часто встречаемся с тем, что вместо одного предмета, признака, действия называются другие, похожие. А почему становится возможным перенесение значения с одного слова на другое? Потому что у явлений есть какой-то общий признак, который мы не называем, они в чем-то сходны.

Предварительный просмотр:

Оно выражается художественными средствами, а не путем рассуждения, как в научном тексте. Метафоры помогают увидеть предмет по-новому, передать отношение автора к явлению. Назовите метафоры, которые Тютчев использовал в этом отрывке. Объясните, как возникли эти метафоры. Слово цепь тоже употреблено в переносном значении: это снег лежит на деревьях, как будто цепь, но в отличие от железной тяжелой цепи эта цепь легкая, пуховая.

Ведь и в том, и в другом случае перенос значения основан на сходстве. В метафоре же на предмет сравнения переносится название образа сравнения, сходного с ним, но при этом предмет сравнения не называется. У меня в душе ни одного седого волоса. Как чайка, парус там белеет в вышине. Ярким солнцем в саду пламенеет костер. Когда мы говорим: съел целую тарелку, мы имеем в виду суп, налитый в неё. Но между содержимым и тарелкой есть связь, и потому вместо слова суп мы употребляем слово тарелку в переносном значении.

Вот такое развёрнутое сравнение автору удаётся «втиснуть» в ёмкую метафору. Цель: максимально приблизиться к пониманию и «расшифровке» метафоры в художественном произведении.