ВОПРОСЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

ВЕЩЬ В СЕБЕ (нем. Ding an sich, Ding an sich selbst) — важнейшее понятие кантовской философии. Это и есть понятие В. в е., или самой по себе (ноумена). Это наложило печать «чуждости» в отношении между субъектом и объектом. Некоторые вещи-в-себе все же доступны априорному познанию: например, пространство и время, идеи Бога, добра и красоты, логические категории. В. в с. противоположна явлению, как тому, что с формальной стороны всецело определяется субъективными условиями чувственности.

В ряде переводов работ Канта последних десятилетий XX века Ding an sich переводится как «вещь сама по себе», что адекватно кантовскому пониманию. Однако из этого «пограничного» понятия автоматически не следует существование подобных предметов. Априорное познание возможно лишь в том случае, если наши понятия содержат в себе условия возможности тех или иных предметов.

Но и в опыте В. в с. нам не даны. Все истинные утверждения о В. в с. (кроме, возможно, тезиса о их бытии) на деле оборачиваются отрицаниями: они вне пространства, вне времени и т.д.

Эта идея явилась одним из наиболее существенных противоречий всей критической философии. Первый делал акцент на необходимости элиминировать ее как таковую из философии вообще (отрицая такие ее свойства, как объективное существование вне нас и независимо от нашего сознания). Второй же — Гегель — выступал, главным образом, против тезиса о непознаваемости В. в С. и наличия непреодолимого барьера между ней и явлением. Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкой классической философии, основатель «критического», или «трансцендентального», идеализма.

И. Кант выступает против догматизма абстрактной философии (метафизики) – без предварительного исследования форм познания и границ познавательных способностей. Приходит к агностицизму – дуалистическому учению о непознаваемости вещей в себе, являющихся объективным источником ощущений. Явления образуют сферу бесконечного возможного опыта. Достоверное теоретическое знание имеется только в математике и естествознании.

ВОПРОСЫ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА В КЛАССИЧЕСКОЙ НЕМЕЦКОЙ ФИЛОСОФИИ

Учение И. Канта об антиномичности разума стало толчком для разработки положительной диалектики в идеализме немецкой классической философии. В разуме заложено стремление к знанию, вытекающее из высших этических запросов. Но чтобы употреблять его правильно, нужно как минимум отличать его от термина «трансцендентальный», а как максимум — вспомнить его роль в работах Канта и других философов.

Новейший философский словарь

Существует и еще одно родственное понятие — трансценденция. Но когда герой попадает в этот параллельный мир или каким-то образом оказывается способен его воспринимать, это трансценденция. Трансценденция — важный элемент и в религии: она помогает человеку освободиться от своей материальной природы и прикоснуться к чему-то запредельному.

Правильно «Когда я захожу в храм, я испытываю чувство слияния с чем-то трансцендентным». Но не только этот недостаток свойствен предыдущей философии. Немецкие философы-идеалисты сделали значительный шаг вперед на пути осмысления общественного характера процесса познания и разрешения на этой почве проблемы соотношения чувственного и рационального.

Кенигсбергский мыслитель в критический период своего творчества попытался преодолеть противоречие между эмпиризмом и рационализмом. В этом, собственно, заключалась сущность коперниканского переворота в философии, осуществленного Кантом. Источник всеобщих и необходимых положений науки мыслитель искал не в действительности, а в деятельности разума. Объект несет нечто и от «вещи в себе», многообразие ощущений вызвано воздействием вещей. Объект – это своеобразный синтез «вещи в себе» и форм сознания.

Родственные сайты

Это сознание (в противоположность эмпирическому) получило название трансцендентального. Априоризм и концепция трансцендентального сознания были в конечном итоге выходом за пределы субъекта как отдельного индивида. Следовательно, созерцания и понятия суть начала всякого нашего познания»28.

Вследствие этого Гегель фактически не ставит (и, следовательно, не решает) проблемы соотношения чувственного и рационального в познании

Рассмотрим противоречие между психологическим и социальным субъектами, которое налично в кантовском учении о формах чистого созерцания. Формы созерцания, как начало всякого познания, упорядочивают, по Канту, явления в их пространственной и временной определенности. В учении об априорных формах созерцания Кант предвосхитил тезис о социальной природе видения мира человеком. Последнее осуществляется в рамках определенного опыта, в русле традиций определенной культуры.

Амбивалентность в понимании В. в С. связана в философии Канта и со вторым аспектом трактовки данного понятия. Осознанием того, что и в предметной форме сознание находится «у себя», снимается отчуждение сознания от предмета, субъекта от объекта. Несомненной заслугой Канта является введение в философию практики и постановка вопроса о ее связи с познанием30.