Возникновение романтизма: особенности романтизма в литературе

В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению. Разочарование романтизма — это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация — лишь одна ее сторона. Им стал романтизм, главный конфликт которого — конфликт личности и общества.

Романтизм был порождением бурных событий начала XIX века (эпоха Наполеона и последующей реакции). Неудовлетворенность настоящим, неясность в будущем. Он одинок и разочарован, проклят одиночеством. Он не может найти родную душу, человека, любящего и понимающего его. Все его попытки найти свое место в жизни тщетны. В искусстве важна выразительность, обнажение своих чувств перед читателем. Романтизм как литературное направление возник в Европе в конце XVIII века. Одной из главных причин для этого был тот факт, что эта эпоха — время сильных потрясений как в России, так и во всей Европе.

Во-первых, в основе французского переворота лежали идеи Просвещения, был выдвинут лозунг Свобода, равенство и братство!. Человек стал цениться как личность, а не только как член общества и слуга государства, люди поверили, что они сами могут управлять своей судьбой. Также, в соответствии с новым лозунгом, люди стали понимать, что привычное для них устройство мира на самом деле может быть враждебным для конкретного человека, может мешать его личной свободе.

Особенности и черты романтизма

Таким образом, в литературе возникает потребность в новом, актуальном направлении. Романтический герой — сильный, яркий, независимый и непокорный, обычно оказывается одиноким, поскольку окружающее общество не способно его понять и принять.

Предпосылки появления романтизма

Самые яркие проявления романтизма в литературе были в двух европейских странах, в Англии и в Германии. Немецкий романтизм принято называть мистическим, он описывает поведение побежденного обществом героя, главным писателем здесь был Шиллер.

В ней он продолжает две линии — русского философского романтизма и классицистической поэзии

22.01.2017 — Ребята, оформив подписку в ВИП-разделевсего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите вВИП-раздел! Жителей города Петразоводска она готовит к испытанию на дому, может заниматься с ребятами и по скайпу. У нас на КНИЖНОЙ ПОЛКЕ стоят небольшие произведения прозаиков, в которых поднимаются вопросы, заложенные в направления ВЫПУСКНОГО сочинения.

Черты романтизма мы находим в сюжете произведения, названии, композиции, форме изложения (основная часть поэмы – монолог главного героя), образах и мотивах. Образ центрального героя таинственен, на это указывает и двойной смысл названия.

Романтизм не исчерпал себя полностью, как литературное направление, и в первые годы двадцатого столетия, и даже сейчас

Мцыри чуждо смирение, и именно поэтому он не смог бы стать монахом. У Лермонтова герой бежит в родные места. Далекая родина кажется ему идеальным пространством. Мир свободы в поэме – мир дикой природы. В произведении этот сюжет выглядит как борьба человека со стихией, борьба, заведомо обреченная на поражение, но от этого не менее напряженная. Мотив борьбы, характерный для романтизма, определяет и характер образных средств поэмы. Так, одним из самых распространенных приёмов выразительности является противопоставление, антитеза.

В этом и смысл эпиграфа: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю». Так в поэме «Мцыри» мы находим все черты романтического произведения. Исключительный герой оказывается в исключительных обстоятельствах, убежав от привычного обыденного мира. Противопоставлены мир монастыря, мир далёкого дома и мир дикой экзотической природы.

И для меня это поистине гениальное произведение стало ключом к пониманию многих авторов, в том числе и современных. В стихотворении “Невыразимое” Жуковский сам определил своеобразие своего творчества: предметом его поэзии было не изображение видимых явлений, а выражение мимолетных неуловимых переживаний.

В этом суть поэзии Жуковского. Тот же характер элегического очарования и идеальности несет в себе любовная лирика Жуковского, посвященная М. А. Протасовой. Своими романтическими элегиями и балладами он ввел в русскую литературу психологизм и тесно связал поэзию с индивидуальностью поэта, наполнив каждое стихотворение глубоким лиризмом.

Он связан с именами В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.И. Одоевского, Е.А. Баратынского, Н.В. Гоголя

В патриотическом гимне “Певец во стане русских воинов”, написанном в октябре 1812 года, изображаются не военные события, а настроения поэта — участника сражения. Поэзия Жуковского поражала современников и привлекает сегодняшних читателей своей музыкальностью, мелодичностью. Это строки из элегии “Вечер”, где музыка и слово будто слились воедино. Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем.

Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом — это идея романтической личности. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности.

Категория возвышенного, центральная для романтизма, сформулирована Кантом в работе Критика способности суждения. С воспеванием возвышенного связан интерес романтизма к злу, его облагораживание и диалектика добра и зла («Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»). Просветительской идее прогресса и тенденции отбросить всё «устаревшее и отжившее» романтизм противопоставляет интерес к фольклору, мифу, сказке, к простому человеку, возвращение к корням и к природе.

Проф. Жак Барзен отмечал, что нельзя считать романтизм бунтом против разума: это бунт против рационалистических абстракций. Именно в защиту этих ценностей, против вторжения обывательского материализма, узкого прагматизма и механистического эмпиризма, восстал романтизм». Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма.

Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико. Немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм, Гофмана. Гейне, начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

РОМАНТИЗМ – (фр. romantisme, от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получают развитие песенные жанры, в том числе баллада. Входя в антитезу «классицизм — романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил.