Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека

Тема дня: образование формальное и неформальное. Неформальное обучение происходит вне образовательных учреждений и обычно не ведет к официальной сертификации. Формальные и информальные отношения в образовании связывают большинство его составляющих. Информальное образование – многоплановый процесс, структура которого в общем и целом совпадает со структурой жизнедеятельности взрослого человека.

Разнообразие форм, в которых происходит учебная деятельность обусловлено дифференциацией целей и задач образования в направлении более активного участия самого субъекта. Люди осваивают и превращают в свое достояние имеющийся в обществе социально-культурный опыт не только в стенах образовательных учреждений. Знания, умения и навыки человек приобретает разными путями.

В порядке обсуждения могут быть предложены некоторые соображения об основном критерии их разграничения. Отсюда необходимая стандартизация учебных программ и нострификация, обеспечивающая взаимозаменяемость работников одного и того же профиля и уровня квалификации. Основной признак неформального образования – отсутствие единых, в той или иной мере стандартизированных требований к результатам учебной деятельности.

Информальное образование – это освоение социально-культурного опыта, происходящее вне рамок педагогически организованного процесса и лишенное его основных атрибутов. Префикс «ин-» в слове, его обозначающем, употреблен в значении «без-«. Это позволяет трактовать термин как образование без процедурных формальностей или неоформленное образование.

Виды информального образования пока не систематизированы. Информальное образование именуется таковым еще и потому, что его результаты никак не оформляются документально и обычно не получают официального признания со стороны других институтов общества. Информальное образование – это реалия неинституциального характера.

Поэтому оно не может сформировать в той или иной мере целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Статья посвящена исследованию тенденции организации образовательного процесса на принципах формальной, неформальной и информальной моделей. Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования.

Именно после этой конференции управленцы и экономисты Всемирного Банка начали различать информальное и формальное образование. 80–90-е годы ХХ века — становление заметного контраста между формальными и неформальными образовательными системами. 2003 г. — Рекомендация Совета Европы «…о содействии и признании неформального обучения молодежи».

Характерной чертой неформального образования является многообразие учебных программ, добровольное участие в них, а также использование в обучении личностно-ориентированных методов. В Финляндии государственный бюджет неформального сектора составляет 24 % от суммы средств, которые выделяются на обучение взрослых в стране.

Свыше двадцати лет в стране осуществлялось ее становление и развитие. В данный момент государственные органы, муниципалитеты и образовательные организации обеспечивают ее реализацию. Перед системой образования современной Германии ставятся новые задачи: межпрофессиональная мобильность и непрерывное обучение. В рамках первого проекта (Weiterbildungspass) осуществлялось исследование применения паспорта непрерывного образования.

Взаимодействие формального, неформального и информального образования как современное направление развития человека

Одним из направлений его внедрения является сфера образования. Валидация квалификаций, приобретенных посредством неформального образования, осуществляется в ходе процедуры оценки EVC (Erkenning Verworven Competenties). Одно из самых обширных сфер человеческой деятельности в современном обществе стало образование.

От его направленности и эффективности во многом зависят перспективы развития человечества. Образование, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса.

В процессе реализации полилингвальных программ все чаще используют различные приемы обучения, именуемые моделями или подходами, в самых разнообразных вариациях. Иногда на уроках говорят на одном, а в процессе неформального общения – на другом.

Проблема современной системы образования заключается в том, что информация, которую получал специалист после поступления в высшее учебное заведение, к его выпуску становится неактуальной. Поэтому обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем.

И в тоже время неформальное обучение системно, в нем определены цели, результат обучения, продолжительность обучения. Неформальным обучением следует считать любую образовательную активность вне формальной системы. К такому виду обучения можно отнести обучение в клубах, кружках, различные курсы, тренинги, короткие программы. Процесс, в котором люди наблюдают за поведением других людей и его последствиями, и соответствующим образом изменяют свое поведение.

Когда ребенок только формируется как физически так и психологически. Он исследователь и организатор, общественник, увлеченный наукой, спортом, техникой или искусством человек. Определенные элементы учения и научения присутствуют практически во всех формах его социальной активности. Подводя итог вышесказанному, могу сказать о том, что каждый гражданин Независимого Казахстана с уверенностью смотрит в будущее.

В этой связи особую актуальность приобретают такие формы образования, как неформальное и спонтанное (информальное). Оно существовало всегда и будет существовать в дальнейшем.